Правила поведения пассажиров при аварийной посадке

Официальная статистика подтверждает, что самолет — самый безопасный вид пассажирского транспорта. Аварийная посадка — явление редкое. А на дорогах гибнет намного больше людей. Но почему-то пассажиры больше боятся полета, чем поездки на авто. Ученые объясняют этот страх большим скоплением людей в ограниченном пространстве и на высоте. Мысль об авиакатастрофе заставляет пассажиров нервничать и порой вести себя неадекватно. А ведь именно от поведения людей на борту зависит, выживут ли они во время экстренной ситуации.

Аварийная посадка и её особенности

Вынужденной считается срочная посадка, которая вызвана аварией или техническими неполадками. Если серьезный сбой системы уже произошел или может случиться в ближайший момент, то принимается решение об экстренном приземлении. Задача капитана в такой ситуации — свести к минимуму риски. Опытный пилот быстро оценивает состояние самолета и принимает оптимальное решение. Поэтому самолет может сесть вне аэропорта даже с работающими двигателями и без видимых повреждений.

Если имеется техническая возможность, то воздушное судно отправляют к ближайшей взлетно-посадочной полосе. Но в случае серьезной угрозы здоровью и жизням пассажиров самолет сразу приступает к снижению. Пилоты подают сигнал о бедствии, докладывают диспетчеру об обстановке. Бортпроводники готовят пассажиров к жесткому приземлению.

Как предупреждают об аварийной посадке

О решении экстренно сажать самолет пассажирам сообщает капитан воздушного судна. Бортпроводники только помогают донести эту информацию до тех, кто ее пропустил. На табло загорается лампочка «Пристегните ремни». Её также включает капитан или второй пилот.

В это же время экипаж самолета действует строго по протоколу. Так как уведомить об аварийной посадке нужно не только пассажиров, но и диспетчера, экстренные службы и т.д. Включаются аварийные маяки и специальный сигнал «Авария» на системе опознавания воздушного судна. После этого другие самолеты будут понимать, что рядом производится аварийная посадка.

аварийная посадка

Распространенные причины аварийной посадки

Вызвать экстренную посадку могут разные факторы. Некоторые зависят от состояния самого самолета, другие же связаны с поведением пассажиров. В каких случаях аварийного приземления не избежать?

Основные причины:

  • технические проблемы, вызванные внешними факторами. Самая распространенная ситуация — отказ двигателя из-за попавшей в него птицы;
  • технические проблемы без внешних факторов. Сбой в работе систем навигации, замыкание электропроводки, чрезмерный износ самолета и недостаточно тщательная проверка на земле;
  • пожар в салоне. Возгорание чаще всего происходит по вине тех, кто пытается покурить на борту. Их не волнуют датчики дыма. И официальный запрет на курение любых видов сигарет — тоже. Пламя от маленькой зажигалки быстро распространяется по туалетной кабинке. А следом пожар перекидывается и на остальной салон;
  • угон самолета. Подобные ситуации в наше время кажутся невероятными. Но иногда служба безопасности в аэропорту не выявляет преступников. Если злоумышленники захватят управление, то возможна аварийная посадка;
  • дебош. Неадекватное поведение пассажиров — распространенная проблема. Страх высоты, замкнутое пространство и бесплатные алкогольные напитки сильно влияют на психику людей. Возникают конфликты, завязываются драки. Бортпроводники решают проблемы своими силами. Если они не могут справиться с пассажиром, возможна экстренная посадка;
  • проблемы с экипажем. В случае сильного недомогания или смерти капитана второй пилот может принять решение о вынужденном приземлении.

аварийная посадка

Что делать в случае аварийной посадки

Мнение эксперта
Ольга Миронова
Путешественник со стажем. Дайвер и любитель экстремальных видов спорта. Была во многих странах Южной Азии, Африки и Европы. Всегда оформляет все документы сама, в том числе страхование.

Прежде всего пассажирам нужно избегать паники. Именно страх и суета приводят к многочисленным жертвам во время аварийных ситуаций. Люди не могут сориентироваться в пространстве. Возникает давка, выходы блокируются. Поэтому пассажиры просто не успевают покинуть самолет.

Бортпроводники советуют не пропускать инструктаж. Даже если все правила давно известны, лучше уделить три минуты собственной безопасности. В экстренной ситуации эти знания окажутся бесценными. Правила поведения могут отличаться в зависимости от причины посадки. Поэтому важно внимательно слушать бортпроводников.

Как только капитан сообщит об аварийной посадке, пассажиры должны действовать по инструкции.

Порядок действий при аварийной посадке:

  • освободить проходы и занять свои места;
  • перевести спинки кресел в вертикальное положение, убрать столики, поднять подлокотники;
  • снять обувь на высоком каблуке, украшения, очки, наушники. Вытащить острые предметы из внутренних карманов. Важно избавиться от всего, что может травмировать при жесткой посадке;
  • если есть мягкие вещи, то их лучше оставить. Они пригодятся для защиты при посадке;
  • убрать остальные личные вещи под сидение спереди. Укладывать ручную кладь на багажную полку или снимать ее оттуда строго запрещено. Проходы должны оставаться свободными;
  • расстегнуть воротник и снять галстук;
  • застегнуть привязные ремни и сильно их затянуть. При этом ремень должен находиться строго на бедрах, а не на уровне живота. Родителям нужно позаботиться о детях;
  • положить мягкие вещи на колени;
  • следовать командам бортпроводника.

По сигналу «Внимание, посадка!» пассажиры должны принять защитную позу. Нужно прижаться лицом к коленям и обхватить голову руками. Такая поза позволяет сократить количество травм.

Если в процессе снижения выпадают кислородные маски, их необходимо тут же надеть. В первую очередь на себя, а только потом на ребенка или потерявшего сознание попутчика. Важно зафиксировать маску при помощи резинки. Просто держать её у лица небезопасно. Достаточно одного резкого движения, и пассажир остается без кислорода.

После остановки самолета объявляется эвакуация. В этот момент очень сложно не поддаться панике и не побежать в сторону знакомого выхода. По статистике пассажиры пытаются покинуть салон так же, как и заходили. Но аварийный выход может быть намного ближе к креслу. Подсветка указывает верное направление движения. Поэтому важно держать себя в руках и действовать осознанно.

аварийная посадка

Аварийная посадка на открытой местности

При аварийной посадке на сушу пассажиры должны дождаться полной остановки самолета. Часто люди пытаются встать сразу после первого удара о землю. Они отстегивают ремни и стремятся к выходу. Но обычно первый удар — это только начало. Поэтому пассажирам строго запрещено покидать свои кресла до команды бортпроводника.

Как только будет объявлена эвакуация, экипаж откроет люки. Специальные надувные трапы располагаются у всех выходов. Пассажирам нужно быстро покинуть самолет. Для этого следует:

  • оставить чемоданы и громоздкие сумки на местах, чтобы не создавать заторы;
  • снять обувь с острым или высоким каблуком. Поскольку он может проколоть трап;
  • подойти к выходу и быстро скатиться вниз. Нельзя задерживаться в проходе, так как все пассажиры должны оперативно покинуть самолет;
  • запрещено задерживаться и в нижней части трапа. Люди спускаются быстро, возможны травмы.

Пассажирам рекомендуют сразу отбегать от самолета и искать какое-нибудь укрытие. Если произойдет взрыв, то холм или упавшее дерево помогут защититься от травм. При этом не стоит полностью терять зрительный контакт с экипажем самолета и другими пассажирами. Важно оставаться всем вместе.

Бортпроводники и пилоты проходят специальную подготовку. Они знают верный порядок действий при аварийной посадке на сушу. Если команда пострадала, то в первую очередь следует:

  • дождаться момента, когда испарится горючее. Только после этого можно подходить к самолету;
  • собрать всех раненых и определить степень повреждений;
  • найти среди пассажиров тех, у кого есть медицинское образование или подходящие навыки. Так как большинству потребуется помощь;
  • осмотреть обломки самолета;
  • провести разведку на местности;
  • постараться наладить связь;
  • построить временное убежище.

Если место аварийной посадки располагается не очень далеко от города, то спасательные службы отреагируют оперативно. Но после приземления в пустыне могут пройти часы до прихода помощи. В этой ситуации самое важное — не паниковать. И не покидать место вынужденной посадки. Спасатели прибудут именно к самолету.

аварийная посадка

Аварийная посадка за границей: как получить медпомощь

Пассажиры редко задумываются о том, что может произойти при вынужденном приземлении. Мелкий ушиб или царапину врачи осмотрят на месте. Но в случае серьезных травм обычно требуется госпитализация. В чужой стране такая ситуация может показаться критической. Поэтому пассажирам нужно знать свои права.

В соответствии с Монреальской конвенцией, авиакомпания обязана нести ответственность за жизнь и здоровье своих пассажиров. Если требуется медицинская помощь, то оплачивать её должен именно перевозчик. Пострадавших обычно организованно отправляют в ближайшую больницу. При необходимости отвозят в специальное медучреждение. И счета за лечение авиакомпания получает от госпиталя напрямую. Поэтому пассажирам не приходится что-либо оплачивать самостоятельно.

Страховка от авиакомпании

При покупке билета многие перевозчики предлагают пассажирам приобрести дополнительную страховку. Но даже без нее пострадавший человек может рассчитывать на компенсацию. Поскольку Россия официально присоединилась к Монреальской конвенции 1999 года, теперь все авиакомпании обязаны нести ответственность за пассажиров. Суммы компенсаций привязываются к специальным правам заимствования (СПЗ). Это не валюта, а специально разработанное платежное средство. Курс СПЗ определяется на основе корзины пяти валют — доллара, евро, японской иены, китайского юаня и фунта стерлингов. На август 2019 года средний курс СПЗ 91 рубль.

Конвенция определяет максимальные выплаты в случае ущерба здоровью или смерти пассажира — 113 100 СПЗ (более 10,3 млн. рублей). Но минимальный порог на данный момент не установлен. И конечная сумма компенсации зависит от конкретной ситуации, предоставленных документов и навыков адвоката.

Поэтому путешественникам рекомендуют оформлять дополнительную страховку. Условия и размеры страховой суммы можно выбрать самостоятельно. А в случае травмы при аварийной посадке пассажир получит сразу две компенсации.

Фигня
7
Пойдет
9
Годнота
25
Страховка за границу